Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЕЖИРИЧСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
44, С. 462-464 опубликовано: 28 мая 2021г.


МЕЖИРИЧСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Межиричский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2014 г.
Межиричский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2014 г.

Межиричский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2014 г.

(Ровненской и Острожской епархии УПЦ), находится в с. Межирич Острожского р-на Ровненской обл. (Украина). Впервые с. Межирич упоминается 3 июля 1396 г. как владение Федора Даниловича, кн. Острожского. Ранее село принадлежало его отцу. Права на это владение Федору Даниловичу в Луцке подтвердил Литовский вел. кн. Витовт Кейстутович (Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 117). Село Межирич находилось на месте древнерус. укрепленного городища (известного по археологическим данным с XI в.), уничтоженного в сер. XIII в. В 1-й пол. XIV в. его адм. преемником стал Острог. В XV в. Межирич стал городом. Первоначально здесь была построена деревянная ц. во имя Св. Троицы, в сер. XV в.- одноименная каменная. В это время наряду с Богоявленской ц. в Остроге Троицкая ц. была самой большой на Волыни.

В 1466 г. кн. Иван Васильевич Острожский, совершая обмен владениями, уступил с. Межирич пану Яну Чапличу, получив взамен от него с. Гольча (Wolff J. Kniaziowie litewsko-ruscy od konca czternastego wieku. Warszawa, 1895. S. 346). Лишь в нач. XVI в. Межирич вернулось во владение кн. Константина Ивановича Острожского, к-рый решил построить здесь замок, чтобы прикрыть свою главную резиденцию в Остроге от нападения крымских татар, часто опустошавших этот район. Сохранившийся каменный храм Св. Троицы построен не ранее сер. XVI в. по образцу возведенного кн. Константином Константиновичем Острожским кафедрального Богоявленского собора (1521) в Острожском замке. Межиричский Троицкий храм, как и Богоявленский храм в Остроге, являлся церковью-крепостью, выполняя кроме духовных и оборонные функции. В нояб. 1570 г. Межиричский замок с Троицким храмом сгорел. Но, по инвентарной описи 1571 г., здесь уже имелись каменные стены, башня-колокольня и деревянный мост.

В 1585 г. в Межириче снова существовал правосл. приход. Об этом свидетельствует документ от 27 нояб. 1585 г.: поповичи мест. Межирич - Иоанн и Лука, подданные кн. Стефана Збаражского, жаловались на земянина Матфея Ланевского, к-рый увел их жен и разорил церковные дома. Правосл. приход в Межириче упоминается и в 1605 г., когда межиричский мещанин Павел Бадовский пожертвовал для него дом и усадьбу (ЦГИАК. Ф. 2229. Оп. 1. Д. 4).

Между 1605 и 1612 гг. Троицкий храм в Межириче был преобразован в католич. костел, при к-ром был основан римско-католический мон-рь францисканцев, имевший статус конвента. Об этом свидетельствует фундационный акт от 28 июня 1612 г. за подписью уклонившегося в католицизм владельца г. Острога краковского каштеляна кн. Ивана Константиновича (Януша) Острожского, подарившего обители ряд земель и фольварков.

Троицкий собор. Сер. XVI в., перестроен в 1606–1612 гг. Фотография. 2014 г.
Троицкий собор. Сер. XVI в., перестроен в 1606–1612 гг. Фотография. 2014 г.

Троицкий собор. Сер. XVI в., перестроен в 1606–1612 гг. Фотография. 2014 г.

В 1606-1612 гг. правосл. Троицкий храм был реконструирован под костел. Рядом на средства кн. Януша были построены келейный корпус, крепостные стены и башни. В 1614 г. гайдук Януша Андрош Зборовский подарил обители дом и усадьбу в мест. Красилов Кременецкого повета. 30 марта 1621 г. на основании завещания кнж. Екатерины Острожской-Любомирской коронный чашник Станислав Любомирский составил фундушевую запись для М. м. В 1631 г. в мон-ре уже существовал «шпиталь», фундатором к-рого являлся глава Острожской ординации староста луцкий кн. Владислав Доминик Острожский-Заславский. В 1649 г. он оформил очередную фундушевую запись в пользу монастырского костела.

В 1649 г. постройки М. м. сильно пострадали от отрядов запорожских казаков под командованием Б. М. Хмельницкого, разрушивших крепости в Остроге и Межириче. Как сообщал «гвардиан» (настоятель) обители Людвик Буховецкий, были уничтожены все монастырские архивы. В 1-м сохранившемся описании обители (1708) сказано, что утварь кляштора (мон-ря), упомянутая в инвентарном описании за 1659 г. и при набеге казаков увезенная в Межиричский замок, «исчезла неизвестно куда». Костел и монастырь сохранились, были повреждены двое каменных ворот.

В 1708 г. в Межириче помимо католич. мон-ря существовал униат. Михайловский храм. О постройке в Межириче приходской церкви впервые упоминалось в инвентарном описании за 1698 г. В кон. XVIII в. Михайловская ц. была обращена в православную. В 20-х гг. XIX в. ветхий деревянный 3-купольный храм был разобран, к 1827 г. на его месте установлен массивный дубовый крест.

В 1719 г. в ведение М. м. перешло мест. Михновка Луцкого повета, где ранее находился правосл. Сретенский муж. мон-рь, также обращенный в католич. обитель. Последующие владельцы Острожской ординации из окатоличенного волынского дворянского рода Сангушко князья Павел Кароль (в 1728) и Януш Александр (в 1752) записали для М. м. новые богатые фундуши.

В 1756 г. по ходатайству Луцкого еп. Францишека Антония Кобельского было издано бреве папы Римского Бенедикта XIV о предоставлении костелу Св. Троицы в М. м. права отпущения грехов в день престольного праздника, тем самым мон-рь стал одним из особо почитаемых волынскими католиками «паломнических отпустовых мест». С 1760 г. М. м. вел борьбу с Острожским кармелитским мон-рем за спорные земли в урочище Бельмаж, между с. Монастырок и Татарским предместьем г. Острога. В 1778 г. папа Римский издал привилей о коронации чтимой иконы Божией Матери в Межириче золотой короной, о чем в конце года торжественно объявил официал Луцкой диоцезиальной курии Иоанн Подгороденский (Там же. Д. 142).

В 1796 г. «гвардиан» М. м. Франциск Рокицкий присягнул на верность имп. Екатерине II. Описание 1809 г. фиксирует плохое состояние построек М. м.: в частности, упомянута полуразрушенная колокольня. В обители проживали всего 10 монахов. В 1832 г. в М. м. были переведены насельники др. упраздненных за поддержку Польского восстания францисканских мон-рей Волыни. В окт. 1854 г. во время пожара сгорела крыша костела, было повреждено его внутреннее убранство. Благодаря богатым фундушам обитель быстро восстановилась. В это время в монастырском костеле было 10 боковых алтарей, в главном алтаре находилась чудотворная икона Божией Матери в драгоценной ризе.

Интерьер Троицкого собора. Фотография. 2013 г.
Интерьер Троицкого собора. Фотография. 2013 г.

Интерьер Троицкого собора. Фотография. 2013 г.

По распоряжению волынского губернатора от 17 окт. 1866 г. конвент францисканцев был закрыт и 29 окт. того же года передан в правосл. духовное ведомство. После проведения незначительной реконструкции интерьера 13 нояб. 1866 г. костел был переосвящен в правосл. приходский храм во имя Св. Троицы. Кроме того, вместо бывш. католич. алтарей устроены и освящены боковые приделы: во имя арх. Михаила (1868) и во имя апостолов Петра и Павла (1869). Остальные католич. алтари были разобраны, а их декоративные элементы частично использованы при сооружении нового иконостаса.

В 1898 г. были отреставрированы Межиричский образ Божией Матери и драгоценная риза. Ок. 1900 г. собор капитально отремонтирован и расписан под рук. худож. В. Ермакова.

Первым настоятелем возрожденного Межиричского прихода в 1866-1895 гг. был прот. Константин Червинский. С 1895 г. в нем служил свящ. Константин Рогальский, с 1906 г.- свящ. Илия Яцковский, с 1918 г.- свящ. Стефан Рыхлицкий, с 1926 г.- свящ. Владимир Бобровницкий, с 1929 г.- вновь Стефан Рыхлицкий, с 1937 г.- свящ. Феодор Черний, с 1940 г.- вновь свящ. Стефан Рыхлицкий, в 1943-1981 гг.- свящ. Владимир Бобровницкий.

В 1925 г. в рамках политики т. н. ревиндикации польск. власти пытались отнять у правосл. прихожан Троицкий храм в Межириче и передать его римо-католикам, считая законными претензии последних на святыню. Однако православные приняли активные меры по защите святыни, в частности собрали все материалы, подтверждавшие правосл. происхождение храма. Их поддержали даже нек-рые польск. деятели. Так, в 1935 г. польск. проф. Казимир Молендзинский представил научные выводы о том, что Троицкий храм, действительно изначально имевший характерную для правосл. церквей планировку и архитектуру, подвергся некоторым изменениям при перестройке в 1606-1612 гг., но в целом сохранил ряд правосл. особенностей. На основании его выводов польск. суд в 1935 г. окончательно отклонил иск Луцкой римско-католической диоцезиальной курии о ревиндикации костела.

В период немецко-фашистской оккупации Межиричский приход относился к автономной УПЦ (МП). Настоятель храма прот. С. Рыхлицкий в 1943 г. был арестован немцами, позже освобожден, но на приход не вернулся, проживал в Святой Троице монастыре в с. Дермань, откуда в нач. 1944 г. эвакуировался на Запад вместе с отступающими нем. войсками. В Межириче на территории католического мон-ря находилась база одного из венг. формирований немецко-фашистских войск. В 1967-1971 гг. сотрудниками Львовского филиала Всеукраинского межобластного научно-реставрационного центра были оштукатурены стены, отреставрированы фрески и росписи в храме.

В авг. 1991 г. по прошению архиеп. Ровненского и Острожского Иринея (Середнего) постановлением Синода УПЦ при приходском Троицком храме был открыт муж. мон-рь. В 1993 г. в сев. келейном корпусе архиеп. Ириней освятил храм в честь иконы Божией Матери «Воспитание». В 1994 г. Ровненский еп. Анатолий (Гладкий) открыл при М. м. епархиальное духовно-пастырское уч-ще, просуществовавшее до 2000 г. В 1999 г. на Троицком соборе были позолочены купола и установлены новые кресты. Главной святыней собора является Межиричская икона Божией Матери «Жизнеподательница». В иконостасе собора находятся икона прп. Антония Печерского и образ с частицей мощей преподобных Киево-Печерских.

В М. м. проживают настоятель архим. Феодор (Мельничук) и 22 насельника.

Лит.: Rawita-Gawroński F. Klasztor оo. Franciszkanow w Międzyrzeczu Ostrogskim: (Szkic historyczny) // Przewodnik naukowy i literacki. Lwów, 1917. R. 45. N 10. S. 943-960; Molendzinski K. Klasztor pofranciszkański w Międzyrzeczu Ostrogskim. Równe, 1935; Маслов Л. Церква Св. Трiйцi в Межирiчi-Острожському // Наша Батькiвщина. Львiв, 1937. Ч. 6. С. 131-137; Логвин Г. Н. По Украïнi: Стародавнi мистецькi пам'ятки. К., 1968; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. К., 1985. Т. 3. С. 322; Лесик О. В. Замки та мон-рi Украïни. Львiв, 1993. С. 48; Kalamajska-Saеed M. Krakowski złotnik w Międzyrzeczu Ostrogskim // Sztuka kresów wschodnich. Kraków, 1994. T. 1. S. 133-137; Годованюк О. Троïцький монастир-фортеця у Межиричi-Острозькому та його мiсце в розвитку монументального зодчества Украïни XV-XVII ст. // Архiт. спадщина Украïни. К., 1995. Вип. 2. С. 62-78; Луц В. Д. Iкона Богородицi Одигiтрiï з Троïцькоï церкви Межирiцького мон-ря // Zamojszczyzna i Wołyn w minionym tysiącleciu: Historia, kultura, sztuka. Zamość 2000. S. 117-119; он же. Опис Троïцького мон-ря у Межирiчi Острозькому 1862 р. // Пам'ятки сакрального мистецтва Волинi: Матерiали 8 мiжнар. наук. конф. Луцьк, 13-14 груд. 2001 р.: Наук. зб. Луцьк, 2001. Вип. 8. С. 122-134; Атаманенко Б. Iнвентарнi описи Межирiча XVII ст. // Укр. археографiчний щорiчник. К., 2002. Вип. 7. С. 71-83; Ричков П. А., Луц В. Д. Архiт.-мистецька спадщина князiв Острозьких. К., 2002; Бiлявцева О. В. Свято-Троïцький Межирицький та Свято-Успенський Гощанський чоловiчi мон-рi у контекстi духовно-культурного розвтку Рiвненщини // Актуальнi проблеми вiтчизняноï та всесвiтньоï iсторiï: Наук. зап. Рiвненського держ. гуманiтарного ун-ту: Зб. наук. праць. Рiвне, 2012. Вип. 23. С. 160-169; Глушман I. Межирiцьке духовно-пасторське уч-ще // Острозький краєзнавчий зб. Острог, 2012. Вип. 5. С. 156-159.
В. Г. Пидгайко
Ключевые слова:
Монастыри Украинской Православной Церкви (муж.) Ровенская и Острожская епархия Русской Православной Церкви (УПЦ) Межиричский во имя Святой Троицы мужской монастырь (Ровненской и Острожской епархии УПЦ)
См.также:
ЛИПСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Ровенской и Острожской епархии УПЦ)
АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Луганской и Старобельской епархии (УПЦ)
АХТЫРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ на горе Ахтырь в Сумской и Ахтырской епархии
БАЛАКЛАВСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ близ Севастополя (с 891) (Симферопольской и Крымской епархии)
БАХЧИСАРАЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в 2 км от г. Бахчисарая
БЕЛОПОЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Белополье Сумской обл.